zavieja
at midnight, in the month of June, I stand beneath the mystic moon
Некоторое время назад я писала про искусства, в том числе и про живопись, но как я тогда и сказала, охватить все в одной записи невозможно - со мной резонирует огромное количество жанров, сюжетов, полотен, и мне очень сложно определить, что я люблю больше, а что меньше. Поэтому этот пост я отдельно посвящу одному из моих самых любимых сюжетов в искусстве - Паоло и Франческе.
Вот это моя любимая картина на этот мотив авторства Джорджа Фредерика Уоттса. Впервые я увидела ее случайно на обложке какой-то не связанной книги в книжном магазине и долго не могла оторвать глаз. У него есть еще несколько вариантов этой же картины, но эта самая лучшая из них - полупрозрачные неясные образы, растворяющиеся в тревожной буре, обращенные друг к другу, полные печали, раскаяния, надежды. Монументально прорисованные одеяния делают их как бы продолжением этого оглушающего водоворота, в который они были низвергнуты и который кружит их в своем буйстве, их лица выражают усталую покорность обстоятельствам, но в своем сердце они сосредоточены и отрешены от внешнего. В этой картине есть медитативное настроение, фигуры напоминают мне Лигию и Виниция из "Quo vadis" в тот момент, когда они оказались в тюрьме: "Вокруг них, казалось им, стояла тишина нерушимая, как вокруг двух высящихся в пустыне и всеми забытых колонн."
Сами герои этого сюжета имеют исторические прототипы в XIII веке. Франческа была дочерью правителя Равенны, который из политических соображений отдал ее в жены правителю Римини. Та влюбилась в младшего брата своего мужа, Паоло, ну а обманутый супруг, застав их, заколол обоих. Но популярность эта пара обрела после того, как Данте в своей "Божественной комедии" описал встречу с ними на втором круге ада, где в темной буре казнятся люди, павшие жертвой страсти. Это самое терзание Паоло и Франчески и стало распространенным художественным мотивом.
"И там, среди тумана,
Крутя, бичуя душ преступных рой, -
Их мчат с собой порывы урагана."

Реальная история не кажется мне очень интересной, больше мне по душе именно его репрезентация у Данте и в искусстве, этот сюжет позволяет мне примерять на него более глубокие образы.
Так же из любимых моих работ хочу обратить внимание на вот эту иллюстрацию Амелии Бауэрл. Мне нравится, какой покровительственный, защитительный характер имеет Паоло здесь, похожий то ли ангела-хранителя, то ли на Фатум, мчащий свою подопечную по волнам жизни.
Из картин в моем избранном так же это полотно Ари Шеффера - здесь Паоло и Франческа уже непосредственно являются Данте и Вергилию, их боль и страдания выражены в гораздо больше мере, чем на предыдущих работах, так же как и отрешение от зрителей. Она наилучшим образом описывает встречу в поэме:
"Пока она так говорила нам,
Другая тень в тоске невыразимой
Рыдала так, что, жалостью томимый,
Сознания я вдруг лишился там."

Еще мне очень нравится эта скульптура авторства Пьетро Каноника. Она изображает героев с необычным для сюжета вызовом, в них читаются следы порока, той страсти, которая привела их в ад, а еще внутренняя сила, горечь и даже что-то вроде обиды. Удивительно, как много чувств смешалось в этом выражении лиц и насколько они больше не кажутся невинными по сравнению с приведенными живописными изображениями.

☽❉☾


"Art and Literature" William-Adolphe Bouguereau

@темы: філасофіі, размышления